Cоветские режиссеры: Марлен Хуциев и Станислав Ростоцкий

marlen chuziev

Мифология Москвы в кино. Москва глазами Марлена Хуциева.

«Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!»

Кажется, голос этого поэта не звучал в «Заставе Ильича». Звучали голоса Пушкина, Маяковского, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Слуцкого, Ахмадуллиной… Звучали голоса героев, для которых Москва была и домом (то есть чем-то обозримым, уютным, соразмерным человеку), и Вселенной, которая тогда тоже становилась соразмерной человеку (Гагарин полетел в космос в 1961, фильм вышел на экраны в 1965, завоевание Галактики считалось делом решенным).

В «Июльском дожде» 1967-го Москва стала скучнее, буднишнее, бесконечнее что ли. Бесчеловечнее. Но о том, что так случится было ясно уже в «Заставе Ильича», несмотря на все иллюзии героев. Есть там несколько сцен с кондукторшей в трамвае и героем Губенко. Уже почти в финале Губенко входит в трамвай и поворачивает к своей кондукторше. Вместо нее стоит железный кассовый аппарат. Кидаешь медный пятачок и откручиваешь бумажный билетик. Удобно, только не познакомишься, не поговоришь, не изольешь душу.

Москва в «Июльском дожде» стала больше, громче, многолюдней. Она стала похожа на пустыню, в которой страшно пропасть. Жители этого города не слышат друг друга. Правда, между двумя героями устанавливается связь, но — с помощью механизма, неживого посредника, телефонного аппарата. Помеха на линии — и люди разъединены. Почему-то они не хотят встретиться и увидеть друг друга, тем более — прикоснуться.

Москву шестидесятых, вернее чувство той Москвы (свет, ритм, звуки, лица, настроение) сберег Хуциев в своих фильмах, донес до нас, сегодняшних, живущих совсем в другом городе, другом мире.

rosto_1
Памяти Станислава Ростоцкого (21.04.1922-11.08.2001)

Станислав Ростоцкий — замечательный режиссёр отечественного кино, ученик великого Сергея Эйзенштейна. Его карьера в кино началась в 14 лет: Станислав участвовал в съёмках фильма «Бежин луг», который затем был уничтожен по личному указанию Сталина. Встреча с Эйзенштейном во многом и предопределила судьбу Ростоцкого.

Своеобразная творческая манера художника — в его умении сочетать душевную теплоту и боль за своих героев с острой проблематичностью ситуаций, в которых они оказываются. С первого фильма определился основной характер направления его творчества, которое можно было бы назвать гуманистическим. Сострадание, в самом высоком значении этого слова — вот что лежало в основе всех его работ.

Снимая проблемные картины, Станислав Ростоцкий сумел стать также и самым кассовым режиссёром советского кино. Картину «Доживём до понедельника» (1968) посмотрели 90000000 зрителей. Разговор о современной школе автор превратил в размышления о судьбах следующих поколений, о реальной драме людей, которые воевали и теперь пытаются осмыслить своё место в сегодняшнем мире.

Следующую картину «А зори здесь тихие…» посмотрело ещё больше зрителей — 135000000! Этот фильм был номинирован на «Оскар», но уступил «Скромному обаянию буржуазии» Луиса Бунюэля.

 

В последние годы Станислав Ростоцкий был бессменным председателем жюри Выборгского кинофестиваля. Он и умер по пути на фестиваль, когда ему стало плохо за рулём машины…

Leave a Reply

  

  

  

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.